trud 4

Рынок труда в условиях цифровой экономики
IV научно-практический семинар «Перспективы трудоустройства выпускников российских вузов на международном рынке труда» прошёл в Сочинском институте РУДН

trud 1

trud 3

trud 5

trud 6

 

Цифровая революция набирает обороты, полностью меняя экономическую структуру мира. Футуристы пугают обывателя списками вымирающих профессий и вещают о появление нового класса «ненужных людей». Что должны предпринять вузы уже сейчас, чтобы компетенции выпускников соответствовали вызовам времени? Как готовить востребованного специалиста и каковы ожидания от новых участников рынка труда у потенциальных работодателей?

IV научно-практический семинар «Перспективы трудоустройства выпускников российских вузов на международном рынке труда» призван дать ответы на эти вопросы. Шестого ноября на базе Сочинского института РУДН собрались руководители практик студентов ведущих вузов России, учёные, изучающие проблему трудоустройства выпускников, а также представители делового сообщества. Всего в работе конференции приняли участие четырнадцать человек из научного сообщества: представители РУДН, МГИМО, Новосибирского государственного университета, Крымского федерального университета, Московской торгово-промышленной палаты. Тридцать четыре человека от партнёров-работодателей Сочинского института РУДН. Пятьдесят руководителей структурных подразделений и практик Сочинского института РУДН, а также двадцать человек от студенческого актива.

Василий Васильевич Чапля, представитель научно исследовательского института экономики Южного федерального округа, кандидат экономических наук, считает, что для лучшей адаптации к трудовой деятельности студенты уже с первого курса, не дожидаясь получения диплома, должны пробовать свои силы в профессии. Одним из таких видов деятельности может стать предпринимательство. Проектная деятельность студента, как профессионала, уже с самого начала учёбы может стать не просто основой выпускной квалификационной работы, но и способом создания бизнеса. Таким образом, студент уже не будет зависеть от мнения работодателя, а сам создаёт рабочие места и выходит на более высокий финансовый уровень, нежели наёмный работник. Возможности цифровой экономики позволяют развивать стартапы при минимальном вложении средств. Что же касается проектов, созданных с целью поддержки бизнеса, так называемых бизнес-инкубаторов, то, по мнению Василия Васильевича, они не способны поддержать предпринимательскую инициативу студентов, а являются «мертворождёнными».

Есть и определённые сложности в плане финансовой грамотности молодёжи и незнании «подводных камней» современной налоговой системы. Об этом, чуть позднее, во время дебатов «круглого стола» рассказал заместитель начальника межрайонной инспекции No7 по Краснодарскому краю федеральной налоговой службы РФ Михаил Валерьевич Данов.  Поделился он и проблемой, возникающей у налоговой инспекции как потенциального работодателя во время организации профессиональной практики для студентов. Допуск к электронным данным налогоплательщиков посторонним лицам запрещён, а вся система работы инспекции автоматизирована и построена на работе с электронной системой АИС. Вот и получается, что всё, что они могут позволить практиканту — это выполнять работу курьеров и наклеивать марки на конверты. Конечно, студентов такая «практика» не устраивает. Выход только один: на законодательном уровне менять систему прохождения практики у студентов.

«Законодательство не совершенно во многих вопросах, связанных с профессиональной практикой студентов, в том числе и иностранных граждан», —соглашается с Михаилом Дановым кандидат физических наук, руководитель департамента организации практик и трудоустройства обучающихся в РУДН Сергей Петрович Карнилович. «Наша задача, по итогам работы семинара разработать ряд инициатив, в том числе законодательных, для изменения подхода к студенческим практикам, в первую очередь для иностранных студентов», — подводит итог Сергей Петрович.

О прогнозах развития рынка труда, потребности в новых компетенциях в условиях цифровизации и роботизации мировой экономики, рассказала кандидат экономических наук Мария Владимировна Петровская. В результате исследований было выявлено, что абитуриенты часто выбирают вуз и профессию не в соответствии со своими желаниями и потребностями рынка труда, а подчиняются выбору родителей, картина мира которых значительно отстаёт от реальной действительности. В результате к концу обучения студент понимает, что выбрал не подходящую для него специальность и испытывает сильное разочарование. Именно поэтому многие из выпускников выбирают работу не соответствующую диплому вуза.

«К этому добавляется сложность мониторинга трудоустройства выпускников», — соглашается с Марией Владимировной руководитель управления по работе со студентами и выпускниками МГИМО, Антон Юрьевич Подшивайлов. Стандартный обзвон влечёт за собой большие трудозатраты и низкую достоверность информации, правильнее было бы получать эту информацию от самого работодателя, но так как законодательно это никак не отражено, он не считает нужным вуз оповещать о приёме на работу выпускников. Введение электронных трудовых книжек частично решит эту проблему и позволит получать более точную статистику. Сейчас выпускник считается трудоустроенным, если в течение года на его СНИЛС приходят пенсионные отчисления. Но эта информация остаётся исключительно статистической, она не доступна самим вузам и не отражает картину трудоустройства по специальности указанной в дипломе выпускника.

«Специалисты требуются постоянно», — делится опытом Юрий Викторович Меньшиков, руководитель центра трудоустройства молодёжи и студентов города Сочи, —«Мне постоянно звонят предприниматели с просьбой направить им молодых специалистов, они готовы даже учить молодые кадры. Требование только одно: адекватность. Как оказалось, с этим у современной молодёжи большие проблемы. Присутствуют сложности в коммуникации. Не желание получать новые навыки на рабочем месте».

«Ключевая проблема современных выпускников вузов. Они считают, что с получением диплома о высшем образовании их обучение заканчивается», — вступает в разговор директор по персоналу Radisson Collektion Арина Ивдненко,— « оказалось, что многие из них не способны получать знания в онлайн режиме, для них по-прежнему необходимо присутствие преподавателя в классе».

Поиск решений по улучшению перспективы трудоустройства студентов-выпускников вузов вёлся в течение двух дней. По результатам научно-практического семинара будет сформулировано ряд законодательных и практикоприменимых инициатив, а так же проект документа о введение новых видов компетенций для студентов-выпускников, востребованных на современном рынке труда. В завершении работы, все участники семинара получили от директора Сочинского института РУДН Надежды Ивановны Козловой, организатора проекта, именные сертификаты.

     
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2015 JoomlaWorks Ltd.

Открытый диалог

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30