Преподаватели и студенты Сочинского института РУДН изучали экологию в Италии
|
Студенты и преподаватели Сочинского института РУДН приняли участие в работе итало-российской экологической школы (далее – Школа), которая проходила с 4 по 14 сентября 2017 года на базе Университета Палермо (Италия). Напомним, что это уже второй этап образовательного сотрудничества Сочинского института (филиала) РУДН и Университета Палермо, ранее студенты итальянских вузов и нашего Института прошли обучение по программе «Устойчивое развитие горноклиматических прибрежно-морских регионов», разработанной Департаментом биомедицинских, экологических и ветеринарных направлений (16 – 26 июля 2017 года). Образовательная программа Школы включала два этапа: первый (с 4.09 по 10.09) – Университет Палермо, второй (с 11.09 по 14.09) – парк-заповедник Неброди. В рамках первого этапа был проведен ряд лекционных и практических занятий, в том числе на базе лабораторий Департамента Науки о Земле и Море, Секции Зоологии Университета Палермо, экспозиционных залов Геологического, Зоологического и Ботанического Музеев. Основными темами лекционных занятий были следующие: 1. Геоморфология Сицилии, структурные преобразования и процессы прошлого и настоящего, особенности географии и геологии: - взаимосвязь геоморфологических процессов прошлого и современных палеонтологических находок; - сейсмическая активность на территории Сицилии, действующие вулканы, особенности химического состава лавы и газов при извержении вулканов, позитивное и негативное влияние на состояние окружающей среды; - оползни: классификация видов, возможности комплексной математической оценки вероятности протекания процессов образования оползней и последствий. 2. Особенности протекания эрозионных процессов на территории Сицилии в соответствии со структурой грунта и горных пород, описание и оценка эрозионных процессов. 3. Состояние прибрежных вод как показатель взаимного влияния и функционирования суши и моря, основные точки экспресс оценки. 4. Стресс: положительное и отрицательное влияние на жизнедеятельность организмов, изучение влияния длительных и краткосрочных стрессовых ситуаций на биохимические, иммунологические, адаптационные и поведенческие особенности функционирования живых организмов; методы снижения негативного влияния стресса на животных; математический многофакторный метод изучения эффекта глобального стрессового воздействия на морское биоразнообразие на примере изолированной экосистемы. 5. Биоиндикация загрязнения морской среды тяжелыми металлами (ртутью, мышьяком и др.); особенности выбора организма биоиндикатора, флуоресцирующего компонента и метода микроскопирования. 6. Применение методов аналитической химии (концентрирование загрязняющих компонентов в составе морской воды — перегонка с водяным паром, экстрагирование; хроматографический анализ — ГХ и ЖХ с масс-спектрометрическим детектированием, УФ-детектированием) в анализе объектов морской среды. 7. Проблемы «силиконовых» городов: особенности функционирования, переход в вертикальную область расположения строений, террасное расположение зеленых зон, рациональное использование прибрежных территорий суши и моря, создание островковых зон производства сельхозпродукции. Лабораторно-практические занятия предполагали: 1. Экскурсионный обзор музея Геологии г. Палермо (этапы образования о. Сицилия, возможные пути миграции животных, первые следы присутствия человека). 2. Экскурсионный обзор музея Зоологии г. Палермо (коллекции рыб в сравнительном анализе; коллекции насекомых, бабочек; коллекции млекопитающих). 3. Экскурсионный обзор музея Ботаники г. Палермо (коллекции деревьев и кустарников субтропической зоны, зимние сады). 4. Изучение метода биоиндикации содержания ртути в морской воде (биоиндикаторы — мидии, метод индикации – использование фагов в качестве поглотителей ртутьсодержащих компонентов физиологической жидкости мидий с последующим окрашиванием флуоресцирующим компонентом). В рамках второго этапа лекционно-практические занятия проводились на территории парка Неброди и прилежащих территорий. Основными темами лекционных занятий были следующие: 1. Современные теории эволюции и происхождения человека, этапы появления археологических артефактов, первые следы присутствия человека на о. Сицилия (пещерный комплекс). 2. Парк-заповедник Неброди: структура, особенности формирования, функционирования, образование водных объектов (цепь горных озер), горной гряды (раздела). Стоит отметить, что между образовательной структурой Университета Палермо ( а также его департаментами) и музеями (сотрудники Университета одновременно являются сотрудниками музеев, которые ведут научно-исследовательские работы) присутствует активная живая взаимосвязь. Кроме того, в процессе работы Школы для обсуждения были предложены актуальные экологические проблемы региона: разрушительные эрозионные процессы в прибрежной зоне, сохранение пещерного комплекса и др. Данная тематика представляет большой интерес для нашего города в виду схожих природных особенностей с городом Палермо. С учетом полученного опыта представляется перспективной совместная научно-исследовательская работа в следующих областях: 1. Применение методов биоиндикации и аналитической химии при оценке экологического состояния Черного моря. 2. Извлечение экологически чистых биологически активных веществ из морских гидробионитов. 3. Применение метода комплексной математической оценки вероятности протекания процессов образования оползней и их последствий. 4. Совместные программы сохранения и восстановления биоразнообразия.
|
|