ecolog school italia 2017 1

Преподаватели и студенты Сочинского института РУДН изучали экологию в Италии

ecolog school italia 2017 2

ecolog school italia 2017 3

ecolog school italia 2017 4 

 

Студенты и преподаватели Сочинского института РУДН приняли участие в работе итало-российской экологической школы (далее – Школа), которая проходила с 4 по 14 сентября 2017 года на базе Университета Палермо (Италия). Напомним, что это уже второй этап образовательного сотрудничества Сочинского института (филиала) РУДН и Университета Палермо, ранее студенты итальянских вузов и нашего Института прошли обучение по программе «Устойчивое развитие горноклиматических прибрежно-морских регионов», разработанной Департаментом биомедицинских, экологических и ветеринарных направлений (16 – 26 июля 2017 года).

Образовательная программа Школы включала два этапа: первый (с 4.09 по 10.09) – Университет Палермо, второй (с 11.09 по 14.09) – парк-заповедник Неброди.

В рамках первого этапа был проведен ряд лекционных и практических занятий, в том числе на базе лабораторий Департамента Науки о Земле и Море, Секции Зоологии Университета Палермо, экспозиционных залов Геологического, Зоологического и Ботанического Музеев.

Основными темами лекционных занятий были следующие:

1. Геоморфология Сицилии, структурные преобразования и процессы прошлого и настоящего, особенности географии и геологии:

-              взаимосвязь геоморфологических процессов прошлого и современных палеонтологических находок;

-              сейсмическая активность на территории Сицилии, действующие вулканы, особенности химического состава лавы и газов при извержении вулканов, позитивное и негативное влияние на состояние окружающей среды;

-              оползни: классификация видов, возможности комплексной математической оценки вероятности протекания процессов образования оползней и последствий.

2. Особенности протекания эрозионных процессов на территории Сицилии в соответствии со структурой грунта и горных пород, описание и оценка эрозионных процессов.

3. Состояние прибрежных вод как показатель взаимного влияния и функционирования суши и моря, основные точки экспресс оценки.

4. Стресс: положительное и отрицательное влияние на жизнедеятельность организмов, изучение влияния длительных и краткосрочных стрессовых ситуаций на биохимические, иммунологические, адаптационные и поведенческие особенности функционирования живых организмов; методы снижения негативного влияния стресса на животных; математический многофакторный метод изучения эффекта глобального стрессового воздействия на морское биоразнообразие на примере изолированной экосистемы.

5. Биоиндикация загрязнения морской среды тяжелыми металлами (ртутью, мышьяком и др.); особенности выбора организма биоиндикатора, флуоресцирующего компонента и метода микроскопирования.

6. Применение методов аналитической химии (концентрирование загрязняющих компонентов в составе морской воды — перегонка с водяным паром, экстрагирование; хроматографический анализ — ГХ и ЖХ с масс-спектрометрическим детектированием, УФ-детектированием) в анализе объектов морской среды.

7. Проблемы «силиконовых» городов: особенности функционирования, переход в вертикальную область расположения строений, террасное расположение зеленых зон, рациональное использование прибрежных территорий суши и моря, создание островковых зон производства сельхозпродукции.

Лабораторно-практические занятия предполагали:

1. Экскурсионный обзор музея Геологии г. Палермо (этапы образования о. Сицилия, возможные пути миграции животных, первые следы присутствия человека).

2. Экскурсионный обзор музея Зоологии г. Палермо (коллекции рыб в сравнительном анализе; коллекции насекомых, бабочек; коллекции млекопитающих).

3. Экскурсионный обзор музея Ботаники г. Палермо (коллекции деревьев и кустарников субтропической зоны, зимние сады).

4. Изучение метода биоиндикации содержания ртути в морской воде (биоиндикаторы — мидии, метод индикации – использование фагов в качестве поглотителей ртутьсодержащих компонентов физиологической жидкости мидий с последующим окрашиванием флуоресцирующим компонентом).

В рамках второго этапа лекционно-практические занятия проводились на территории парка Неброди и прилежащих территорий.

Основными темами лекционных занятий были следующие:

1. Современные теории эволюции и происхождения человека, этапы появления археологических артефактов, первые следы присутствия человека на о. Сицилия (пещерный комплекс).

2. Парк-заповедник Неброди: структура, особенности формирования, функционирования, образование водных объектов (цепь горных озер), горной гряды (раздела).

Стоит отметить, что между образовательной структурой Университета Палермо ( а также его департаментами) и музеями (сотрудники Университета одновременно являются сотрудниками музеев, которые ведут научно-исследовательские работы) присутствует активная живая взаимосвязь. Кроме того, в процессе работы Школы для обсуждения были предложены актуальные экологические проблемы региона: разрушительные эрозионные процессы в прибрежной зоне, сохранение пещерного комплекса и др. Данная тематика представляет большой интерес для нашего города в виду схожих природных особенностей с городом Палермо.

С учетом полученного опыта представляется перспективной совместная научно-исследовательская работа в следующих областях:

1. Применение методов биоиндикации и аналитической химии при оценке экологического состояния Черного моря.

2. Извлечение экологически чистых биологически активных веществ из морских гидробионитов.

3. Применение метода комплексной математической оценки вероятности протекания процессов образования оползней и их последствий.

4. Совместные программы сохранения и восстановления биоразнообразия.


 

     
Frontpage Slideshow | Copyright © 2006-2015 JoomlaWorks Ltd.

Открытый диалог

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30